Решаем вместе
Не смогли записаться к врачу?

02.09.2024

От кошек до слонов. Ульяновский ветеринар 30 лет спасает животных. Статья газеты Ульяновск сегодня

Ветеринары — это настоящие герои, которые ежедневно сталкиваются с вызовами и трудностями. Их работа выходит за пределы обычного медицинского обслуживания: это и спасение жизней, и преодоление сложных ситуаций, и постоянная борьба за здоровье животных. В преддверии профессионального праздника Дня ветеринара, который отмечается сегодня, 31 августа, ultoday73.ru пообщался со штатным врачом центральной ветеринарной лечебницы Ильвиром Мифтахутдиновым о сложностях профессии, основных опасностях, которые подстерегают наших четвероногих любимцев и отношении к животным.

photo 2024 08 30 17 29 37

Как говорит сам Ильвир, он пришел в свою профессию целеустремленно и осознанно. Желание не просто помогать, а именно спасать животных возникло у него еще в детстве. Дома у будущего ветеринарного врача всегда были щенки, котята, рыбки, попугаи и канарейки. Любовь к четвероногим передалась ему от отца, а вот медицинская составляющая — от мамы, работавшей врачом. Она-то и учила мальчика, как правильно бинтовать и фиксировать травмы. Так постепенно судьба подготавливала Ильвира к делу всей жизни.

— Даже когда был ребенком, тянуло именно к мелким домашним животным, хотя в то время ветеринария не была особенно распространена, разве что в сельской местности — там больше коров и коз лечили. А я — городской житель, и меня больше тянуло к котам, собакам. В детстве часто приносил домой бродячих животных, за что постоянно попадало. Найду, скажем, кошку или котенка — у кого-то хвост прищемили — я сразу пытался зафиксировать, перебинтовать. Мама подсказывала, как это правильно делать, — делится врач.

Вопроса куда же поступать после школы у юноши не возникло. Так Ильвир оказался на факультете ветеринарии в Ульяновском сельскохозяйственном институте, ныне Ульяновский государственный аграрный университет имени Столыпина. Получив диплом мужчина тут же устроился в Центральную ветлечебницу, где трудится по сей день. В этом году единственной записи в трудовой книжке Ильвира исполняется уже 30 лет.

— Конечно, работа трудная и ответственная, как я уже говорил. Когда я начинал работать в 90-е, у нас почти ничего не было — даже для рентгена приходилось договариваться с медиками. Но сейчас все изменилось: в городе есть МРТ, и рентген, мы делаем общий анализ крови и различные тесты. Поэтому нужно постоянно учиться и развиваться, чтобы уметь работать с этим новым оборудованием и быть в курсе всех последних технологий, — говорит Ильвир, — Я действительно люблю свою работу, потому что она приносит мне огромное удовлетворение. Помогая животным выздоравливать, я ощущаю невероятный подъем и вдохновение. Очень приятно видеть благодарность людей за мою помощь. Конечно, ответственность на мне большая, но именно преодолевая трудности, я чувствую, как растет мое вдохновение.

За 30 лет работы поменялись не только технологии и оборудование для диагностики, но и отношение самих хозяев к питомцам. Люди стали ответственнее, да и с появлением интернета стало проще найти симптоматику болезни. Однако это приносит и свои минусы: порой люди, начитавшись диагнозов в интернете, несут животное к врачу и хотят услышать подтверждение своих выводов. Когда не слышат одобряющих слов, начинают спорить.

— За годы практики, конечно, попадались и неадекватные люди. Обидно, что некоторые хозяева порой тянут с походом к ветеринару, думая, что «само пройдет». Неделя прошла, вторая, а потом уже приносят животное — оно истощено, на последней стадии болезни. В таких случаях помочь уже почти нереально, и просто думаешь: почему вы не могли прийти раньше? Но они всегда отвечают одно и то же: «Мы думали, что само пройдет, а становится все хуже и хуже». Вы же, когда болеете, не тянете с походом к врачу! — наставляет доктор, — Животные — наши меньшие братья, и нужно следить за их здоровьем так же, как и за своим, а то и больше. Прививки, обработка от блох, чистка ушей и глаз — все это обязательно. Если завели животное, то не относитесь к нему, как к игрушке, это большая ответственность. Хорошо, когда встречаешь людей, которые серьезно относятся к уходу за своими питомцами. Например, ко мне ходит женщина, которая тщательно следит за своими собаками — от и до. Особенно это важно сейчас, когда начинается сезон клещей, а в этом году их очень много. Нужно своевременно обрабатывать животное, ведь есть такие заболевания, как пироплазмоз. Кто-то заранее знает о сезонности, дает таблетки или делает уколы, а некоторые и не слышали о такой болезни и ничего не делают, хотя она очень серьезная и может привести к летальному исходу, если вовремя не обратиться к врачу.

photo 2024 08 30 17 29 38

Но опасность для питомцев на улице исходит не только от клещей. В последнее время все больше угрозу представляют догхантеры, которые разбрасывают яд в местах выгула животных. Эта проблема становится настоящим бичом современного общества. Чтобы уберечь своего любимца, хозяевам нужно быть особенно бдительными во время прогулок: внимательно следить за тем, что животное подбирает с земли, и в случае опасности незамедлительно принять меры, чтобы предотвратить трагедию.

— В последнее время развелось очень много догхантеров, которые целенаправленно травят животных, раскидывая яд. Проблема в том, что такой яд действует очень быстро, и часто нужно срочно обращаться к врачу. Звонят: у собаки судороги, приезжайте скорее. А ты приезжаешь, а уже поздно — собака умерла. На Робеспьера, на Карла Маркса часто сталкиваются с таким, — отмечает Ильвир.

В работе врача встречались и экзотические животные. Обычно за помощью обращались цирки, приезжающие на гастроли. Было всякое: приходилось лечить животных от обезьян до слонов. Однажды мужчина выезжал к тигрице, которая не могла перепрыгнуть с одной тумбы на другую из-за плохого зрения — важно было правильно зафиксировать ее для осмотра. Опасность, конечно, есть всегда — дикое животное останется диким. Но приходится подходить и делать свою работу, рассчитывая только на заверения дрессировщиков: «Не бойтесь, я держу».

— Сейчас люди заводят самых разных животных — лис, енотов, хорьков, а в моей практике встречались и более экзотические случаи. Однажды принесли ко мне в клинику домашнего львенка. Пока он был маленьким, хлопот не доставлял, но со временем он вырос, начал шипеть, царапаться и кусаться. Хозяева не знали, что с ним делать, и решили обратиться за помощью. В тот момент в городе гастролировал цирк, и я предложил им отдать львенка туда. Что с ним случилось дальше, я, честно говоря, не знаю, — рассказывает ветеринар.

Однако чаще приходится пристраивать «львят» поменьше. Многие люди, пытаясь снять с себя ответственность, просто подкидывают ненужных животных к дверям клиники. То коробку с котятами оставят, то привяжут собаку к ручке.

— Пришел я как-то на работу к восьми часам, а у двери привязана собака, лает. Думаю, ладно, сейчас вернутся за ней. Прошел час, второй, люди начали жаловаться и спрашивать: «Чья собака?». Потом мне уже рассказали, что пришла какая-то женщина, привязала ее и ушла. Собака, оказывается, больше ей не нужна. Я аккуратно подошел, развязал ее, ну она и убежала обратно к ней, — пересказывает врач, — Конечно, каких-то животных удается пристроить. Прежде чем раздавать, мы их проверяем, чтобы не было ни микроспории, ни трихофитии. Но подкидывают же много: одни несут, другие несут, физически сложно всех взять. Решить проблему за счет ветеринарного врача — не выход.

Травмы в работе ветеринара не редкость. Животные, чувствуя свою уязвимость на врачебном столе, могут проявлять агрессию. В таких ситуациях важно не терять самообладание и быстро реагировать, чтобы обеспечить безопасность как для себя, так и для хвостатого пациента.

— Люди говорят: «Не бойтесь, не бойтесь, он у нас спокойный, не укусит». Но вот я пытаюсь осмотреть спаниэля, и он вдруг разворачивается и кусает меня. Тут уже не знаешь: животного спасать или себе помощь оказывать. Рану обрабатываешь и дальше работать. Претензий к животному нет — оно пришло на лечение и, чувствует себя беззащитным. Поэтому я всегда советую надевать намордник, при осмотре мы не знаем, как животное может себя вести, — разводит руками врач, — Если оно испытывает боль или страх, агрессия — это нормальная реакция. Никакой злости на животное нет, скорее, недовольство вызывает человек, который просто не знает повадки своего питомца. А вот чтобы быть ближе к своему питомцу, нужно проводить с ним больше времени, социализировать его — выводить на улицу, ездить в общественном транспорте. Это поможет в социализации. К слову, стерилизация может уменьшить агрессию у животных. При нашем Агентстве предусмотрена даже бесплатная программа. Мы и бездомных собак с улицы стерилизуем. Это помогает не только уменьшить количество бродячих животных, но и предотвращает распространение болезней, опасных для людей и животных. Стерилизованные собаки меньше подвержены агрессии. Мы также прививаем, чипируем их и ставим бирки.

Во время нашего разговора с Ильвиром дверь в одну из комнат неожиданно открылась, как будто сама по себе. Из-за нее проковыляла старенькая Берта, четвероногий ассистент Ильвира. Собаке уже 13 лет, и всю свою жизнь она прожила в этих стенах. Можно сказать, что она стала полноценным сотрудником. Как шутит Ильвир: «Только компьютер за собой не выключает».

— Есть еще кошка, я ее забрал у волонтеров. Их принесли тогда, двоих котят в котомочке, на стерилизацию. Я свою работу сделал, одного котенка пристроили, а вот кошечку никто не забирал. Ну, думаю, оставлю ее себе. А так за всю жизнь было столько питомцев, что и не счесть, — делится Ильвир.

Как и любой врач, ветеринар может оказать экстренную помощь в критической ситуации. Однажды, сидя за рулем, Ильвир стал свидетелем трагического происшествия: женщина выгуливала собаку без поводка, и та выбежала на дорогу, попав под колеса проезжающего автомобиля. Водитель даже не остановился. Но ветеринар немедленно отреагировал, оказал первую помощь и дал дальнейшие указания, куда обращаться для полноценного лечения

— Бывало всякое — и грустное, и веселое. В начале 90-х, когда я только устроился работать, был случай, который помню до сих пор. Приехал на вызов лечить собаку породы ризеншнауцерзер. Собаку долго водили по врачам, они были у одного, второго, третьего — и никто не знал, что с ней. Собака уже была истощена и очень худенькая. Во время пальпации живота я обнаружил твердый комок, который не прогибался. В это время внучок хозяев пробегает из одной комнаты в другую и катит шарик от подшипника. Я спросил малыша, сколько у него было шариков, и он, подумав, ответил — «два». Я сказал: «Вот у тебя один, а где второй?». Малыш ответил, что потерял. Ну я и говорю: «Считай, я его нашел». Оказалось, что собака просто играла с этим шариком и проглотила его. Пришлось оперировать, но все прошло хорошо. Мы спасли собаку, хотя до этого ставили капельницы и давали таблетки — все было бесполезно. А вот маленький мальчик смог натолкнуть на идею, которая помогла решить проблему.

Любовь Ильвира к животным подхватили и его дети. В детстве они выезжали вместе с отцом на вызовы и часто помогали в работе. Оба сына пошли по стопам отца: один только оканчивает Ульяновский государственный аграрный университет, а второй уже практикующий ветеринар.

Источник: ultoday73.ru

Общественное голосование

Архив новостей

< Сентябрь 2024 >
П В С Ч П С В
            1
3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30